Зажим для каната — это элемент такелажа, применяемый для крепления стальных тросов и канатов, широко используется при сращивании и соединении тросов, типа коуш-петля или простая петля, а так же на концевых соединениях, где заделка каната втулкой (муфтой) или сплетение троса не представляется возможным.
Стропы грузовые должны соответствовать требованиям ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93.
Канаты без свидетельства об испытании к использованию не допускаются.
При работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования и т.п., не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра.
Крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается.
Применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв проволок и износ более допустимого, не допускается.
Стропы должны крепиться за специальные рымы или другие грузозахватные элементы поднимаемого груза. При строповке грузов ветви стропов должны быть предохранены от соскальзывания, при подъеме груза ветви стропов должны иметь равномерное натяжение.
При отсутствии данных о положении центра тяжести груза он должен быть установлен путем пробного подвешивания. Длинномерные грузы следует стропить не менее чем в двух местах с применением специальных траверс.
При подвешивании груза на двурогие крюки стропы должны накладываться таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.
Не использованные для зацепки груза концы многоветьевого стропа следует укрепить так, чтобы при перемещении груза исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.
Петли стропа следует надевать по центру зева крюка, а крюк устанавливать по центру строповки.
При подъеме и перемещении груза канаты грузового полиспаста подъемного механизма должны быть направлены вертикально.
Петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установкой зажимов, другим проверенным способом по утвержденным нормалям.
Закрепление конца каната на грузоподъемном механизме может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок.
Работать с канатами без рукавиц не допускается.
При работе за состоянием стальных канатов и стропов необходимо вести постоянное наблюдение.
Браковка стальных канатов и стропов производится в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.
Неразъемные соединения канатов (узлы крепления расчалок, оттяжек и тяг и др.) после изготовления испытываются усилием, превышающим поминальное (рабочее) на 25%, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 минут с записью результатов осмотра и испытаний в журнал.
Работающий канат необходимо периодически смазывать.