Как правило чаще всего оборудование повреждается именно в процессе выгрузки в пункте назначения. Эти работы относят к категории повышенной опасности, поэтому к ним разрешено допускать только специально обученные квалифицированные стропальщики. Это законодательно закрепленное требование. Цена ошибки очень высока — здоровье людей и сохранность дорогостоящего оборудования.
Схема строповки — это графическое изображение способов строповки груза с указанием необходимых грузозахватных приспособлений.
Схема строповки обязательна для работ с использованием подъемных сооружений. Она может быть как самостоятельным документом, так и частью проекта производства работ.
Для типовых грузов, изготовленных по определенному стандарту, таких как стройматериалы, трубы, контейнеры, схемы строповки разработаны и утверждены еще в СССР и опубликованы в открытом доступе: в учебниках, инструкциях и т.д.
С оборудованием ситуация сложнее. Схему строповки разрабатывает производитель оборудования и прикладывает ее вместе с другими документами по эксплуатации и обслуживании этого оборудования. Но если оборудование не новое, схема часто утеряна и приходится либо запрашивать ее у производителя, либо разрабатывать заново, если не удалось связаться с производителем.
Также есть грузы, производитель которых не разработал схему строповки, так как груз не был предназначен для подъема. Например: автомобили, спецтехника, памятники, рекламные и световые конструкции и практически любые объекты, которые не относятся к промышленности.
Во всех этих случаях требуется изучить характеристики груза (габариты, вес, центр тяжести, особые условия), чтобы определить тип грузозахватных приспособлений и оснастки, точки строповки и необходимые для подъема технику, оборудование. Например, для памятников мы используем круглопрядные текстильные стропы с демпфирующими прокладками. Без схемы строповки нельзя приступать к работам с использованием подъемных сооружений (кранов).
Стропальщик имеет право приступать к выполнению работ по обвязке и зацепке груза только после ознакомления со схемой строповки. Если схемы строповки нет, то в соответствии с Приказом № 461, выгрузка выполняется только в присутствии ответственного за безопасное производство работ. При этом даже в присутствии ответственного работа заведомо опасна, если нет понимания, как правильно поднимать груз.
В проекте производства работ инженер использует схемы строповки, предоставленные производителем оборудования. Если заводская схема строповки отсутствует, нужно направить запрос производителю. Если оборудование б/у, схему строповки следует разработать с учетом центра тяжести, габаритов и параметров груза. Этим занимается инженер с соответствующей квалификацией и опытом.
Зачем заказчику схема строповки?
Схема строповки нужна в следующих случаях:
Нет схемы строповки на оборудование.
Нужно сократить высоту схемы строповки.
Не знаете, как осуществить подъем оборудования, не повредив его.
Нет нужного грузоподъемного оборудования для выполнения заводской схемы строповки.
Чтобы не нарушать требования нормативно-правовых актов, в частности Приказ №461 от 26 ноября 2020 года «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности».
Чтобы подобрать только необходимое оборудование, не оплачивая лишние инструменты.
Целью проверки стальных строп является оценка остаточной силы в стропе, которая ранее использовалась для определения того, подходит ли она для дальнейшего использования. Проверки канатных веток стальных строп должны быть ежедневными. Визуальные осмотры предназначены для обнаружения серьезных повреждений или износа, которые ослабили бы строп.